© Восточная Моравия, Автор: Зденек Урбановски
Посмотрите на вашу обувь… Если увидите на ней лейбл «Бата», поздравляем! Фирма, которая выпускает ее, ведет начало с 1894 года, когда в городе Злине, который в то далекое время находился на территории Австро-Венгрии, молодой сапожник Томаш Батя вместе со старшими сестрой и братом открыл собственную обувную компанию. Этой компании вскоре суждено будет прославиться на весь мир.
© Восточная Моравия, Автор: Зденек Урбановски
В начале
Томаш Батя был немного бунтарь. В мастерской отца, хотя родился он в семье потомственных обувщиков, работать не захотел. Вместо этого в 14 лет взял и устроился в фирму по производству обувных машин. Отец от решения сына был, мягко говоря, не в восторге, владельцы компании, когда узнали, кто этот шустрый мальчишка, тоже. Не то что он плохо работал, просто они боялись, что парень будет заниматься «промышленным шпионажем», а потому очень скоро уволили его под благовидным предлогом. Однако это Томаша не остановило – он вообще никогда не пасовал перед трудностями, и с помощью брата и сестры в 1894 году основал свою собственную фирму с начальным капиталом в 800 злотых, полученных в наследство после смерти матери.
© Восточная Моравия, Автор: BoysPlayNice
Спеши строить дом
Дело началось с двух небольших помещений, оборудование и сырье приобрели в кредит. Постепенно предприятие наращивало обороты. В 1900 г. переехали в заново отстроенное здание, где были установлены станки, которые приводились в движение паровой машиной, и работали 120 человек. Завод с самого начала выпускал войлочную прошитую обувь, однако успех (и сразу большой) пришел, когда он переключился на производство парусиновых полуботинок с кожаной подошвой (их со временем так и стали называть – «батёвки»). Окрыленный успехом Батя (брат и сестра его к тому времени «сошли с дистанции») на достигнутом не остановился и в 1904 г. вместе с тремя сотрудниками отправился в США для изучения опыта. Американские методы труда (узкая специализация работников, конвейерное производство, интенсивная механизация рабочих процессов) впечатлили его, и свое производство, вернувшись домой, он немедленно перестроил на новый лад. Это дало свои плоды: вскоре дешевая и практичная обувь с маркой «Bata» начала продаваться не только на родине, но и за рубежом. И все развивалось бы по поступательной, если бы ни одна проблема. Предприятие росло, а рабочих не хватало. Равно как и жилья в городе. И тогда Батя, не привыкший пасовать перед трудностями, решил построить для своих сотрудников дома. Сказано- сделано. Всего через несколько лет Злин из провинциального городка постепенно превратился в промышленный город и, по словам знаменитого архитектора Ле Корбюзье, «стал одним из самых ярких мест нового мира». Окрестности Злина покрылись сетью хороших автодорог, миллион крон был выделен на развитие телефонной сети. Город в глубинке Моравии аккуратными заводскими корпусами и организованной социальной инфраструктурой стал напоминать промышленные города Америки.
© Восточная Моравия, Автор: Зденек Урбановски
Отец рабочих
К сотрудникам своей компании Томаш Батя предъявлял высокие требования. За плохо выполненную работу их нещадно штрафовали, зато за достижения щедро поощряли. При этом они должны были руководствоваться Батиным девизом: «Не говори мне, что это не получается, скажи мне, что ты это просто не умеешь». А не умеешь – учись. На образование своих рабочих предприятие не скупилось. В 1925 г. в городе открылось профессиональное училище для подготовки квалифицированных рабочих-обувщиков. Еще одним из первых Батя стал развивать то, что впоследствии назвали «народным капитализмом»: предлагал сотрудникам покупать акции своих предприятий. Получаемые деньги шли на развитие производства. Рабочие, кроме зарплаты, получали дивиденды от успешной деятельности гигантского завода, благополучие которого ковали они сами.
Обо всем этом и многом другом можно узнать, посетив Злинский музей обуви, экспозиция которого посвящена Томашу Бате и его детищу.
© Восточная Моравия, Автор: Зденек Урбановски
Оставить свой след
Томаша Батю интересовало не только то как лучше и дешевле сделать обувь, но и то, как умело ее продать. Он первым придумал трюк, сегодня используемый во всем мире – ставить цену, которая кажется потребителям более приемлемой для кошелька, например, вместо 1000 крон 999. Последовательно выстраивая собственное «государство в государстве», Батя развивал в Злине и мало связанные с его основной деятельностью предприятия. Конечно нет ничего удивительного в том, что он владел лесопильнями, электростанциями, бумажной фабрикой и заводом по производству шин, однако в Злине благодаря ему появилось книжное издательство и… самолетостроительный завод. А еще — своя киностудия. Сначала на ней снимали рекламу обуви, потом – художественные фильмы. Сегодня в Злине проводятся и кинофестивали, например, Zlín Film Festival – старейший и крупнейший фестиваль детских фильмов в мире.
© Восточная Моравия, Автор: Зденек Урбановски
Благодарная память
…. После гибели предпринимателя (он разбился в авиакатастрофе в 1932 году) компания в память о нем построила канал им. Томаша Бати и огромный небоскреб «21», некоторое время бывший вторым в списке самых высоких зданий Европы. Сегодня небоскреб считается символом империи «Бата». Еще в Злине работает Университет им. Томаша Бати, в библиотеке его имя носит информационный центр. Фирма «Baťa» открыла в городе и профессиональную художественную Галерею, где выставляются произведения классического, современного и авангардного искусства. Памятник Томашу Бате (конечно, в стиле функционализм), выполненный известным злинским архитектором Ф.Л. Гахурой, украшает центр города.
Но главный памятник талантливому предпринимателю – красный логотип «Baťa», который светится над тысячами магазинов в десятках городов по всему миру.