Обойти полтора-два десятка магазинов, обшарить Интернет, выбиться из сил, но встретиться наконец с той самой единственной вещью, которая доставит радость близкому человеку. Благо скоро Новый год, и подарков придется выбирать много. Давайте разберемся, какие презенты лучше дарить людям разного пола, психологического типа и возраста, чтобы действительно их порадовать.
Сильные и слабые
Что и говорить, мужчины и женщины – существа очень разные. У них не совпадают жизненные задачи, интересы, образ мышления. По-разному они относятся и к подаркам.
Женщина исторически хранительница очага, и этот очаг она стремится обустроить, создавая уют. Поэтому прекрасным дамам можно смело дарить какие-то украшения для дома, красивую посуду, вазы. Хотя тут можно и попасть впросак: многие женщины скептически относятся к любым пылесборникам и с удовольствием передарят такой подарок, как только представится возможность.
Приглядитесь: может быть, в квартире есть какая-то интересная фишка. Например, подруга коллекционирует статуэтки кошек, и симпатичные фигурки расставлены повсюду. В таком случае смело дарите еще одну – она точно ей обрадуется.
Мужчины к милым мелочам интереса, как правило, не питают. Они больше любят рациональные подарки, которым можно найти конкретное применение. Это могут быть подарки, связанные со спортом или хобби. Еще один вариант – технические приспособления. Кстати, такие вещицы мужчины часто любят даже без какого-то практического применения, им просто нравятся механизмы. Между прочим, многие из них искренне обрадуются техническим игрушкам – радиоуправляемым машинкам, танкам, вертолетам, квадрокоптерам.
«Взрослые» и «дети»
Отношение к подарку зависит еще и от субъективного возраста получателя.
Если это человек взрослый, он относится к подарку не как к приятной неожиданности, а как к законному способу получить то, что ему нужно. Такие люди легко заказывают подарки, составляют виш-листы и совершенно не обидятся, если вы спросите, чего они ждут, или вручите деньги. Существует даже специальный интернет-сервис: зарегистрировавшись на нем, можно составить перечень своих материальных желаний (все то, что вы хотели бы купить или получить в подарок, с картинками, ценами и ссылками на интернет-магазины) и предъявлять его близким, чтобы они не тратили время на поиски. Это практично и удобно, но такой утилитарный подход к дарению эмоционально обедняет красивый ритуал. Дар превращается в пожертвование «в пользу бедных».
Люди более инфантильные иначе относятся к подаркам. Для них это сюрприз, неожиданность, чудо. Они, как дети, любят мечтать о том, что найдут под елкой. Подарок для таких людей обязательно должен быть неожиданным. Им надо дарить подарки с душой, со смыслом. Это может быть губная гармошка для творческого развития, необычное комнатное растение или особенное ювелирное украшение. Если это обычная вещь, например, мягкая игрушка, она должна стать для них артефактом. Для этого нужно придумать историю, как-то связать эту вещь с мечтами человека. Тогда любой подарок станет самым лучшим.
Шустрики и мямлики
Выбирая подарок, учитывайте и степень активности получателя. Если перед вами человек, который увлекается спортом и с удовольствием принимает участие в самых разных приключениях, ему нужно подарить возможность очередного экстрима. Например, вручить подарочный сертификат на какое-нибудь приключение, будь то прыжок с парашютом, скалолазание или полет на воздушном шаре.
Если такой же подарок вы сделаете человеку, который предпочитает проводить свободное время дома за книжкой, скорее всего, он найдет причину этим сертификатом не воспользоваться. В этом случае книга – действительно лучший подарок.
Информация принята
По способу восприятия информации люди делятся на четыре психологических типа: визуалы (в первую очередь опираются на визуальную информацию), аудиалы (для них важнее звуки), кинестетики (тактильные ощущения) и дигиталы (внутренний диалог). Отличить их легко: визуалы, пытаясь разобраться в чем-то, просят показать, как это делается, аудиалы – рассказать, кинестетики сами хватают вещь, начинают вертеть в руках и тыкать на разные кнопки, дигиталы изучают подробную инструкцию. Кинестетики бросаются на шею при встрече и периодически трогают собеседника, визуалы смотрят на него и сохраняют личное пространство, аудиалы – хорошие рассказчики и слушатели, а дигиталы периодически уходят в себя.
Выбирать подарок можно на основе этих типов. Визуалам надо дарить красивые вещи (картины или предметы интерьера), аудиалам – билеты на концерт или аудиозаписи их любимых исполнителей, кинестетикам – приятные на ощупь вещи (пушистые мягкие игрушки и теплые уютные свитера), дигиталам нужно что-то полезное.
Научитесь радовать себя
Всякий раз, даря подарок, люди рассчитывают получить что-то взамен – хотя бы просто радость на лице человека, которому вручается презент. Но часто бывает, что люди хотят и более существенной выгоды или, наоборот, не могут поверить в то, что им что-то дарят бескорыстно. В этом опасность дорогих подарков даже от близких людей: получивший такой дар может чувствовать себя в долгу перед дарителем, и часто этот долг действительно существует, а не вымышлен им. Например, если родители преподносят сыну машину, то они могут считать себя вправе просить его отвезти их куда угодно в неудобное для него время. Дело в том, что люди часто делают для других то, что на самом деле хотели бы сделать для себя. Неумение удовлетворять собственные потребности приводит к тому, что в семьях зачастую подарком считается, по сути, плановая покупка: «Скоро Новый год, давай купим домашний кинотеатр». В общем, здесь работает все тот же извечный закон: научишься радовать себя – и поймешь, как делать это для близких. В этом суть умения делать подарки, которое вовсе не является врожденным талантом, ему вполне возможно научиться.