Илья Авербух: «Признание – очень хрупкий лед…»

Спортсмен, тренер, хореограф, продюсер, Илья Авербух – человек весьма разносторонний. И все, за что бы он ни брался, делает на самом высоком уровне. Вот уже 15 лет Илья – организатор зрелищных и ярких ледовых шоу, в которых участвуют лучшие фигуристы страны. «15 лет успеха» – шоу под таким названием вскоре ждет зрителей. О своих достижениях и сомнениях Илья рассказал в интервью «Философии отдыха».

Илья, какие достижения своей продюсерской компании за прошедшие 15 лет вы считаете главными? С чего вы начинали и к чему пришли? Чем планируете заниматься в ближайшие годы, ведь вы не любите почивать на лаврах?

15 лет – это очень долгий путь. Путь, который я могу назвать счастливым, который дал мне возможность самореализации, подарил мне лучших фигуристов, с которыми за эти годы мы уже стали одной семьей. Это действительно большое чудо, и я счастлив, что оно было в моей жизни. Я реализовал себя не только как режиссер ледовых шоу, но и как постановщик больших, глобальных проектов. Например, церемонии открытия чемпионата мира по футболу, который с триумфом прошел в нашей стране. Из последних – церемонии открытия и закрытия XXIX Всемирной зимней универсиады в Красноярске.

Если говорить о планах, для меня всегда была важна самореализация. Сейчас появилось огромное количество ледовых шоу. Мне всегда хотелось быть новатором, работать только в одном жанре со временем становится скучно. Мы сделали очень многое для развития этой индустрии, но мне хочется идти дальше и развиваться. Но о том, что я полностью оставлю лед, конечно, говорить не стоит. Лед – мой дом, и с него я уходить не собираюсь.

Чего ожидать зрителям от вашего нового шоу «15 лет успеха»?

Зрители увидят любимых спортсменов, актеров и музыкантов, многие из которых были участниками проекта «Ледниковый период».

В прошлом году вы дали возможность выступить в вашем шоу несправедливо отстраненным от участия в Олимпиаде Ивану Букину и Александре Степановой. Кого пригласили в этом году? Как подбирали состав участников?

В этом году к нашей команде присоединилась очень яркая пара – Дмитрий Соловьев и Екатерина Боброва. Ребята – олимпийские чемпионы Сочи в танцах на льду в командном зачете. Они дебютировали в ледовом спектакле «Ромео и Джульетта» в Ялте в образах Чумы и Тибальта.

Профессиональный уровень фигуристов, которые выступают в ваших программах, многократно подтвержден различными наградами. А насколько сложно спортсменам дается работа над образом? Кто помогает им оттачивать актерское мастерство?

Занимаясь фигурным катанием, спортсмены так или иначе примеряют роли, которые диктует их программа. То есть нельзя сказать, что они переквалифицировались из спортсменов в артисты. Они всегда ими были, просто чуть в меньшей степени, чем сейчас. Но с нашими участниками всегда работают профессиональные хореографы и учителя по актерскому мастерству. В шоу «Ромео и Джульетта» герои сражаются на шпагах – так вот при подготовке этих сцен привлекались профессиональные фехтовальщики.

Вам самому комфортно оставаться в роли режиссера-постановщика? Не возникает желания присоединиться к коллегам на льду?

Это сложно организовать физически. Я много времени нахожусь в разъездах и перелетах, а мои шоу путешествуют по России и миру. Но я всегда рад выходить на финале спектакля, когда приезжаю в город, где на данный момент проходит шоу. В роли же режиссера-постановщика я чувствую себя очень естественно.

В каких городах проходит тур «15 лет успеха»? Чего ждете от гастролей в Санкт-Петербурге?

В рамках тура фигуристы посетят почти 30 городов, в том числе Санкт-Петербург, Ярославль, Новосибирск, Новокузнецк, Норильск, Краснодар, Сочи, Владивосток и другие. Это уникальная возможность для жителей России увидеть вживую наши шоу в родном городе и получить незабываемые эмоции. Сам я очень трепетно отношусь к Северной столице. Мы не могли пройти мимо Санкт-Петербурга. Жители и гости города всегда очень тепло встречают наши спектакли и всегда с замиранием сердца ждут наши гастроли.

С 2004 года вы воплотили в жизнь свыше 200 проектов. Как это возможно физически? Вы курируете каждый проект?

Я пытался подсчитать количество проектов, которые были реализованы за это время. И, знаете, сам порой не верю, что все это создано моими же руками. У меня есть определенное удовлетворение от того, каких успехов и поставленных целей уже удалось достичь. Надеюсь, что у меня еще хватит сил на новые проекты. Кроме того, это огромная работа большой сплоченной команды. Мы управляем сложным процессом, и это очень ответственно. Но каждый раз мы видим полные залы, и это дает силы идти дальше. Сам я стараюсь быть везде на всех позициях, даже сижу с монтажером, когда он делает видео, вникаю во все мелочи проекта. Я стараюсь быть разработчиком рекламной кампании, даже адресную программу отсматриваю. Всегда исследую новые способы продвижения. И при этом я же и тренер, и продюсер. Меня не любят, потому что я всегда всем недоволен.

Насколько сложно переносить такие сюжеты, как «Ромео и Джульетта», «Кармен», на ледовую арену? В чем ограничения, а в чем преимущества постановок на льду?

Мне кажется, что ледовая арена, наоборот, расширяет возможности классических произведений. В наших спектаклях принимают участие 100 и более человек, в том числе цирковые артисты, вокалисты известных мюзиклов, музыканты, ледовый балет. А непрерывное движение и разнообразные перипетии судеб героев сопровождаются постоянной сменой уникальных масштабных декораций.

Зрители сходятся во мнении, что каждый ваш спектакль лучше предыдущего. Илья, что мотивирует вас покорять новые высоты, идти вперед и вновь удивлять поклонников?

Признание – это на самом деле очень хрупкий лед. И вопрос, насколько мне важно признание, – это мой внутренний ответ самому себе. Тут бывает два варианта. Можно сказать: «Я так себя реализую, так вижу, принимайте мое искусство таким, какое оно есть». И есть ряд художников, которые так ведут себя, и они в конце концов смогли переломить ситуацию и в обществе имеют какой-то вес. И есть второй вариант, когда ты учитываешь интерес аудитории. Конечно, так стыдливо себе в этом не признаешься, но все же их учитываешь.

Я ближе ко второму варианту. Возможно, я наступаю на горло собственной песне, но понимаю, что если я вот тут не сделаю какой-то веселый номер, то люди откровенно начнут скучать, и надо найти что-то небанальное.

Мне очень важно, как нас оценивают, и по-другому, наверное, быть не может. Любой человек хочет на самом деле получить все награды и дипломы, – это такой допинг. И это показатель, что ты движешься в правильном направлении.

После того как спектакль выпущен и зритель его восторженно принимает, в какой момент и почему вы принимаете решение закрыть шоу? Хочется двигаться дальше, пробовать что-то новое?

Мы не используем такое понятие, как «закрыть шоу». Вспомните бродвейский мюзикл «Кошки», сколько лет он уже существует! Нельзя сказать, что шоу теряет свою актуальность или становится неинтересно зрителю. У нас есть зрители, которые видели шоу по 10–15 раз и не собираются останавливаться. Потому мы не закрываем шоу, а ищем иногда какие-то новые формы, обыгрываем нюансы. А если меняются исполнители главных ролей, то спектакль и вовсе начинает играть новыми красками.

Наша история с шоу – это постоянная гонка: нужно красивее, ярче, зрелищнее, при этом мы вынуждены работать в рамках бюджета. И как бы мы ни прикрывались высоким искусством, но ледовое шоу (и это моя внутренняя грусть) ближе к искусству цирковому. Мы постоянно подаем заявки на «Золотую маску», и нам все время отвечают, что у нас все восхитительно, но при этом в свою семью они нас брать не хотят. Мы получили множество премий, но «Маска» даже в конкурс «Эксперимент» нас не берет. Да, мы площадное искусство, мы не можем выключить свет и очень долго делать какую-то мизансцену, в которой зритель подолгу бы рассматривал, например, как пьют кофе. Театралы в этом купаются, у них свои идеалы. Мы слишком грандиозны для них.

Вы много и напряженно работаете, занимаясь любимым делом. А как предпочитаете отдыхать? Чем любите заниматься на досуге?

Самое лучшее – это переключиться. Больше всего я люблю путешествовать и открывать новые места. Не обязательно за границей, много интереснейших мест есть и в нашей стране. Люблю водить автомобиль. В движении, в дороге я отдыхаю.

0385

Comments are closed.