Мировое турнеПУТЕВОДИТЕЛЬРубрики

Знакомство с Кенией

Текст: Анна Сиротина

Большая часть живописной Кении с начала XXI века является национальным парком, где запрещена охота. Неудивительно, что сюда стремятся попасть тысячи туристов, которые хотят увидеть в естественной среде обитания львов, антилоп, розовых фламинго и гиппопотамов. А еще, конечно, прикоснуться к культуре этой древней страны, сегодня – одной из самых динамично развивающихся на Черном континенте.

 

Экваториальный центр

Прилетев в столицу Кении, город Найроби, сразу вспоминаешь слова песни из мультфильма «Король Лев»: «Акуна матата!» несется отовсюду. На первый взгляд город выглядит небезопасно, и работники ресепшена отеля рекомендуют не покидать его после наступления темноты. Однако если с вами местный гид, то никаких проблем не будет, нужно лишь следовать некоторым несложным правилам. В стране строгий запрет на курение: подымить нельзя даже в собственном автотранспорте, курить разрешено только в специально отведенных местах, к примеру, в ресторанах. В центре имеются не только забегаловки для местного населения, но и цивилизованные европейские кафе. Обязательно стоит попробовать угали – густую кашу или пюре из кукурузной муки, которую едят руками. Интересный вкус и у сукума вики – салата из местной сорта капусты. Дословный перевод названия – «тянуть неделю», поскольку блюдо было популярно среди населения и его аккуратно делили на равные порции, чтобы хватило надолго.

На окраине Найроби у дороги расположился один из самых известных ресторанов страны Carnivor, выстроенный в виде фермы с внутренним двориком и магазином. Раньше там предлагали мясо диких животных, но после того как охоту на дичь запретили, в меню остались лишь крокодилы, страусы и верблюды, которых разводят на фермах. Из напитков кенийцы предпочитают местные сорта пива White Cap и Tusker.

Обязательно нужно заехать в самый посещаемый музей Кении – поместье Карен Бликсен. Здесь выставлены ее личные вещи и дневники – глядя на них, можно попытаться представить, с какими сложностями сталкивалась писательница, живя в центре Черного континента. Благодаря ее роману «Из Африки» и одноименному фильму Сидни Поллака с молодой Мэрил Стрип в главной роли в страну устремились тысячи туристов. И сегодня чернокожие экскурсоводы усаживают посетителей на поляне перед домом Карен и рассказывают про кофейные плантации и ее необыкновенную любовь к этому месту, где она пережила множество драматических событий, а затем была вынуждена уехать в Европу. Карен больше не вернулась в Африку, но всю жизнь вспоминала и рассказывала о ней. Однажды она написала, что белый человек в такой ситуации говорит: «Никак не могу тебя забыть», а африканец произносит: «Мы думаем, что ты никогда не сможешь забыть нас».

Экоретрит

В центре Великой рифтовой долины, на плато Лайкипия прячется ранчо Segera Retreat, состоящее из восьми вилл разного дизайна и размера. На его территории находится ботанический сад и коллекция африканского искусства. Картины и скульптуры расположились прямо в бывших стойлах конюшни, перестроенных в арт-пространство. В доме под соломенной крышей – огромная кровать с балдахином, летний душ, бар в огромной корзине для пикника… Перед террасой с минибассейном – письменный стол, на котором разложены альбомы африканской живописи, бинокль, пробковый шлем на стене и наброшенный на кресло плед с именем все той же датской писательницы Карен Бликсен.

Гуляя по этому роскошному поместью, каждый раз обнаруживаешь какую-то новую деталь интерьера: то череп жирафа, то старинный компас, а после с удивлением узнаешь, что гарь над каминной плитой – это тоже артобъект, а не случайный след от искр. По соседству находится погреб в виде футуристической башни с коллекцией африканских вин. Окружает ранчо бескрайняя савана, где десятки животных в буквальном смысле соседствуют с человеком. На плато Лайкипия можно увидеть пасущихся слонов, охотящихся львов, леопардов, стада жирафов и редких зебр Греви, африканскую дикую собаку и множество других представителей животного мира Африки.

В 2005 году владелец одной из крупнейших коллекций современного африканского искусства немец Йохен Цайц приобрел и отреставрировал это ранчо, а также основал благотворительный фонд для защиты флоры и фауны и сохранения культурного наследия местных племен. В соседней деревне им организована женская коммуна SATUBO, занимающаяся плетением бисера и изготовлением сувениров. Все вырученные деньги рукодельницы тратят на собственное обучение и помогают детской школе. Осенью 2017 года Йохен открыл музей современного искусства Zeitz MOCAA в Кейптауне. Его главная задача – вернуть африканское искусство на родину.

Совсем недавно в Segera Retreat появился еще один укромный уголок, названный «Гнездом». Это место находится на некотором отдалении от ранчо. Гости могут остаться в «Гнезде» в полном уединении и почувствовать себя африканскими птицами, находясь высоко над землей с обзором окрестностей в 360º, могут провести здесь романтический вечер при свечах с шампанским и даже остаться на ночь под звездным небом Африки.

 

Вечный зов

В Кении десятки национальных парков. Здесь можно увидеть в природных декорациях более 450 видов диких птиц и животных. Один из самых известных и посещаемых заповедников – «Масаи-Мара», продолжение национального парка «Серенгети». Он известен болотными прайдами львов, самой большой в Африке популяцией леопардов, сетчатых жирафов и черных носорогов. А с июля по ноябрь здесь проходит Великая миграция антилоп гну и зебр Греви, которую часто называют восьмым чудом света. В это время 1,3 млн животных пересекают границу парка «Серенгети» в Танзании и «Масаи-Мара» в Кении в поисках зеленых пастбищ.

Удаленное расположение кемпинга Elephant Pepper Camp позволяет звездам сиять ночью ярче, а гостям слышать голоса леопардов и гиен четче. В парусиновых палатках – швейцарская сантехника и французская мебель. В лобби – электростанция, где можно подзарядить все гаджеты, но ее отключают на ночь. А в темноте при падающей температуре воздуха в ход начинают идти простейшие изобретения цивилизации: костер и пуховые одеяла. В бесплатный сервис включена химчистка, и, как бы вы ни запылились в саване, на следующий день получите свою одежду, вплоть до нижнего белья, абсолютно свежей.

Сафари начинается рано утром, в 07:00. Путешествие на открытом джипе среди популяций антилоп, слонов и жирафов дополняет картину нереальности происходящего. Тем временем завтрак уже накрыт за раскладным походным столом под какой-нибудь одинокой зонтиковидной акацией. Рейнджер Пит просматривает местность и рассказывает историю о том, как убил двух львов в один день. «Впрочем, это было очень давно, – уточняет он. – И теперь они абсолютно неприкосновенны».

Несмотря на то, что шеф-повар Камае Эдикор родился неподалеку, в восточной Лайкипии, стажировался он у итальянских мастеров в Найроби и больше всего любит равиолли и тальятелле. Так что сэндвичи в итальянском стиле, свежая выпечка и просекко извлекаются из передвижной кухни в первую очередь. Обед сервируется для всех постояльцев (в лагере 16 палаток) за одним длинным столом. «Мы здесь настолько близки с природой, что однажды по столу проскакала гну и, как тот самый барон Мюгхаузен, не испортила сервировку» – смеется управляющий Майкл.

Гостям предлагают самые разнообразные «сандаунеры» – коктейли, выпиваемые на закате. Можно проводить солнце за горизонт в компании семейства львов, а на следующий вечер любоваться заходящим светилом у водоема с гиппопотамами… Сразу после заката воздух наполняется летучими мышами. Бои разводят костер, окружают его походными креслами, разносят закуски и разливают игристые вина. Вдруг из-за походной кухни раздается рычание. Рейнджер вскакивает. «Возможно, это лев. Прошу всех замереть на месте», – успевает прошипеть он. После театральной паузы неожиданно из темноты появляется шеф-повар с длинным рогом, на котором он имитировал звериный рык. Африка полна сюрпризов, и, как писала Карен Бликсен, всего от одной встречи с ней можно набраться счастья на всю жизнь.